В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в ряде случаев Покупатели товаров (работ, услуг) обязаны производить закупку товаров (работ, услуг) посредством проведения тендеров (государственная закупка, проведения торгов). Проведение тендеров позволяет покупателям (заказчикам) выбирать наилучшие предложения из множества представленных на рынке. В нынешней непростой экономической ситуации участие в тендерах является стратегически важным для поставщиков товаров (работ, услуг). Сфера строительных товаров (работ, услуг) в данном случае не исключение. Согласно письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве», если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то:
- государственные закупки (при бюджетном финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) необходимо производить в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
- закупки за счет иных средств Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь полагает возможным производить в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и принятого в его развитие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».
Закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»). Торги - форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса. Проведение торгов осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88. Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
- средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), - при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более;
- иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более.
При строительстве объектов обязательным также является проведение подрядных торгов и торгов в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:
- разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
- выполнение проектных и изыскательских работ;
- оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи базовых величин и более;
- закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более;
- выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более.
Для допуска к участию в торгах претендент должен соответствовать множеству критериев. Так в соответствии с пунктами 19, 20, 21, 22 Постановления Совмина № 88 заказчики при проведении предварительного квалификационного отбора участников торгов проверяют следующие показатели:
- наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
- количество сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав;
- наличие у участника материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
- способность участника выполнить весь комплекс работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости);
- наличие реализованных (нереализованных) аналогичных проектов, сопоставимых по виду и объему;
- наличие реализованных проектов по уникальным и представительским объектам за последние три года;
- наличие у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта;
- наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;
- деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором, сведения о наличии заключений органов государственной экспертизы или отказах в их выдаче за последние два года);
- наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
- принадлежность участника к какой-либо ассоциации (объединению проектных и изыскательских организаций);
- сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления проектной и изыскательской деятельности;
- информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и другое) за последние три года;
- иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа.
Как видно из приведенного списка критериев одним из критериев является наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000 и соответственно для участия в тендере претенденту не обойтись без сертификата соответствия системы менеджмента качества международным стандартам ИСО серии 9000.